Годы суровых испытаний: «Уралтрансмаш» во время Великой Отечественной войны
В октябре 1941 года в Свердловск из Москвы и Подмосковья были эвакуированы три завода: производитель легких танков — завод №37 им. Орджоникидзе, изготовитель агрегатов для легких танков — автозавод им. КИМ, изготовитель бронекорпусов — подольский машиностроительный завод им. Орджоникидзе.
Чтобы обеспечить быструю доставку эвакуированных предприятий, администрация «Металлиста» в начале октября приняла решение своими силами строить железнодорожную ветку от товарного двора станции Свердловск до завода в нерабочее время. К середине октября 1941 года полотно было проложено. Рабочее движение открыто. Первый эшелон с людьми и оборудованием прибыл 28 октября. Местные и эвакуированные заводы объединили в один с названием «Завод №37 имени Орджоникидзе в Свердловске».
Созданное объединение оказалось территориально разбросано по городу на трех площадках, с немалым расстоянием между ними. Мера вынужденная, но иного решения не было.
«Сборочный конвейер танков на территории I отдела (территория завода «Металлист»), по сути, в центре города, породил проблему «танкового полигона» для ходовых испытаний танков, выверки и пристрелки вооружения. Решение приняли неординарное. С 14 декабря 1941 года горожане стали привыкать к грохоту стрельбы», — из воспоминаний директора завода Г.Р. Фрезерова.
В декабре 1941 года со сборочного конвейера сошла первая партия боевых машин. С декабря 1941-го по июль 1942 года фронт получил 1 244 танка, в основном Т-60. Среднемесячный выпуск составил 154 боевые машины.
Как обычные люди в глубоком тылу совершали невозможное? Читайте полную историю легендарного завода №37 на сайте «Областной газеты».